На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Всё обо всём

3 подписчика

Сколько стоит снимать на пленку

И коллекционировать пленочные фотоаппараты

Наталья Которева
10 лет снимает на пленку

Моя осознанная любовь к пленке началась в 2010 году.

Тогда мне в руки попала «Смена-8М» — простая советская мыльница. Я каким-то чудом раздобыла пленку и сделала первые кадры. Результат был так себе, но это меня не остановило.

Я решила, что фотоаппарат сломан, поэтому взяла у знакомых «Зенит». Фотографии получились лучше, но нужно было учиться настраивать экспозицию. Так я стала снимать больше, а на полках год за годом появлялись новые пленочные фотоаппараты — сейчас в моей коллекции 27 штук, включая дубли.

Чтобы снимать на пленочный фотоаппарат, нужно не так много — сам фотоаппарат и катушка пленки. Но процесс съемки на пленку кажется космической наукой: выбрать пленку, настроить фотоаппарат, сделать кадр и надеяться, что он все же получился. Поэтому я думаю, что пленочная фотография — это хобби для глубоко увлеченных людей.

В статье расскажу, какие пленочные фотоаппараты бывают, как из них выбрать подходящий, какую пленку купить и как ее проявлять и печатать фото, как снимать, чтобы снимки всегда получались удачными.

Моя коллекция пленочных фотоаппаратов неполным составом
Моя коллекция пленочных фотоаппаратов неполным составом

Какие пленочные фотоаппараты бывают

Пленочных фотоаппаратов очень много. Некоторые из них, например «Полароид» или «Зенит», известны, а вот об «Агфе» или «Пентаконе» знают не все. В статье я не буду останавливаться на характеристиках каждой модели, но расскажу, на какие группы все они делятся и чем различаются.

В основном пленочные фотоаппараты делятся на зеркальные и беззеркальные.

К беззеркальным относятся и мыльницы.

У зеркальных фотоаппаратов кадр в окошке-видоискателе отображается при помощи небольшого зеркала. Благодаря этому механизму фотограф может увидеть в видоискателе примерно то, что в конечном итоге получится на пленке. Примерно — потому что фокус и композиция будут совпадать, но могут быть пересветы или затемнения, это зависит от настроек фотоаппарата.

Самый известный пример такой пленочной зеркалки — «Зенит».

Так выглядит зеркальце в механизме «Зенита»
Так выглядит зеркальце в механизме «Зенита»

У беззеркальных камер зеркала нет, а по механизму работы они могут быть дальномерными и шкальными. Основной принцип дальномерных фотоаппаратов — совмещение в видоискателе двух изображений до тех пор, пока они не сойдутся в одно. Такими камерами просто управлять: если картинка не совместилась, то кадр точно не получится.

Самые распространенные дальномерники — «Лейка» и «Контакс» из зарубежных фотоаппаратов, «ФЭД» и «Зоркий» из советских.

Дальномерный видоискатель в «ФЭДе». Чтобы кадр получился, нужно объединить раздвоенное изображение в желтом круге в одно
Дальномерный видоискатель в «ФЭДе». Чтобы кадр получился, нужно объединить раздвоенное изображение в желтом круге в одно
Вот как примерно это выглядит. Для четкой фотографии нужно крутить объектив, пока границы стены дома не сойдутся
Вот как примерно это выглядит. Для четкой фотографии нужно крутить объектив, пока границы стены дома не сойдутся

Шкальные камеры наводятся на резкость без помощи зеркала или дальномера. В распоряжении фотографа есть только шкала расстояний на объективе — дистанцию до объекта съемки придется определять на глаз. Это непросто, но к системе наведения на резкость можно приноровиться.

Самый популярный советский шкальник — «Смена».

Это «Смена». Облачка на объективе — это шкала погоды, по ней настраивается выдержка, а значки и цифры помогают сфокусироваться. Цифры внизу — это примерное расстояние в метрах до объекта съемки. Сверху — в футах, но такое есть не на всех шкальниках. Можно также ориентироваться на значки, которые обозначают объект съемки: портрет, группу людей или здание
Это «Смена». Облачка на объективе — это шкала погоды, по ней настраивается выдержка, а значки и цифры помогают сфокусироваться. Цифры внизу — это примерное расстояние в метрах до объекта съемки. Сверху — в футах, но такое есть не на всех шкальниках. Можно также ориентироваться на значки, которые обозначают объект съемки: портрет, группу людей или здание

Мыльницами обычно называют любительские фотоаппараты из 90-х из-за их компактности и простоты устройства: в фотоаппарате есть стандартный несъемный объектив и набор режимов. От фотографа ничего не требуется: нажал на кнопку — и все.

Мыльницы подходят для создания простых фотографий с эффектом ностальгической старины. А еще их часто используют для ломографии — быстрой и непредсказуемой съемки. Чаще всего фотограф снимает «от бедра» и без выставления настроек, поэтому никогда не знает, что за кадр получится в итоге. Например, у фотографии могут исказиться цвета или соседние кадры наслоятся.

В большом почете у ломографов — фотоаппараты «Хольга» или советский «ЛОМО».

Мыльницы из моей коллекции. Справа затертый «Полароид» — это первый семейный фотоаппарат. С ним связаны воспоминания о поездках на море и праздниках. В 2007 году мы его заменили на цифровой «Кодак». А откуда взялась «Минолта», я уже не помню. Оба исправно работают
Мыльницы из моей коллекции. Справа затертый «Полароид» — это первый семейный фотоаппарат. С ним связаны воспоминания о поездках на море и праздниках. В 2007 году мы его заменили на цифровой «Кодак». А откуда взялась «Минолта», я уже не помню. Оба исправно работают

Какой фотоаппарат подойдет новичку

Для первых экспериментов с пленочной фотографией можно взять что-то простое: советские «ФЭД», «Смену» или «Зенит». В СССР этих фотоаппаратов выпустили много, поэтому и сейчас их несложно найти, а цена не кусается — как правило, они стоят до 5000 Р. Зарубежные фотоаппараты, например «Минолта», «Кэнон» или «Ролляйкорд», стоят дороже — до 30 000 Р, но у них практически всегда прекрасное состояние.

Если вы хотите взять мыльницу, чтобы делать простые атмосферные фотки, как из далекого детства, просто проверьте ее работоспособность при покупке: вставьте батарейки и сделайте тестовый спуск. Все остальное — дело техники.

Если хотите профессиональный вариант, чтобы снимать даже в студии, то возьмите что-то из современных пленочников, например Nikon F6. Он стоит около 136 000 Р, но более продвинут в плане настроек и качества съемки.

Редкие или культовые камеры стоят дорого — от 20 до 200 тысяч рублей. Да и это не предел: пленочные «Хассельблады» могут стоить до полумиллиона. Но и к вопросу коллекционирования каждый подходит по-своему. Кто-то собирает исключительно советскую фототехнику, а кому-то интереснее собрать «эволюционную» цепочку одного бренда от самых ранних моделей до современных.

Можно начать с любого «Зенита» — стоит недорого, но дает хорошее качество на выходе
Можно начать с любого «Зенита» — стоит недорого, но дает хорошее качество на выходе
«ФЭД» — тоже неплохой вариант для старта. Стоит дешевле «Зенита» и более простой в управлении
Ссылка на первоисточник
наверх